Так как идея этого похода родилась у меня только накануне вечером, то
никого пригласить в поход я не успел и ездил один.
Цели и задачи - предыстория
Цель похода состояла в разведке некоего озерца по наводке натуристов,
с которыми мы встретились на Трехозерье лесопарка Лесоводов. По их описанию
они ездят туда на пригородном поезде "Свердловск-Верхний Уфалей", сходят на
Приисковом и немного возвращаются вдоль ж/д по направлению к городу.
Дома я посмотрел карту, обнаружил небольшое озеро рядом с
Уфалейской веткой, чуть севернее Приискового. Кроме того, на карте была
грунтовая дорога от станции Сысерть до Приискового (рядом с ж/д линией,
чуть западнее ее). Решил, что по этой дороге я назавтра (31 июля - последний
день отпуска) и поеду.
Результаты - озерцо
Озерцо действительно существует. Озерцо действительно очень чистое
и красивое.
Видимо, оно является местом схождения нескольких оврагов. Вероятнее
всего до прокладки железной дороги его не было, а овраг шел дальше. После
прокладки ж/д дренаж под насыпью был сделан достаточно высоко, что
образовало своеобразную плотину стекающим водам.2
Северный и южный берега озера (как и положено оврагу) достаточно крутые, по
моим оценкам 20°-40°. Дно южного берега (в районе мостков) - крупнопесчаное.
Дно северного берега покрыто короткими (~10 см) водрослями. Восточный конец озера
(ближе к ж/д) переходит в болотце, по которому настлана пешеходная гать.
Западный конец озера - овраг, там же есть еще несколько более мелких оврагов.
Озеро со всех сторон окружено лесом. Хотя на карте оно примыкает
к железной дороге, на самом деле между озером и насыпью растут деревья,
и с железной дороги оно не видно. Аналогично, с озера поезда лишь
слышны, но не видны.
Очевидно, что озеро посещаемо людьми. По обеим берегам озера
довольно много костровищ. На южном берегу сделаны (сравнительно
недавно) мостки (не очень понятно зачем, по-моему входить в воду
достаточно удобно и по берегу, разве что они там стирают...
).
Там же (видимо над глубоким местом) из бревен сооружена площадка для
прыжков в воду3 высотой около полутора метров.
На южном берегу во многих местах у самого среза воды лежат
дощечки/бревнышки для удобства схода в воду. Около одного из костровищ
стоят две скамейки (одна из них целая(!)). Несмотря на явные свидетельства о
том, что люди здесь бывают, вокруг озеро чисто, не видно битых стекол/бутылок.
Однако за те два часа, что я провел на озере, несмотря на хорошую
погоду там не было (кроме меня) ни одного человека. Возможно, вечером или
в выходные дни там не протолкнуться?
Скорее всего проблем с дровами в окрестностях озера нет. Найти сухару
легко.
Результаты - дороги
Грунтовка, которая изображена на карте, как идущая рядом (с западной
стороны) с железной дорогой, не существует в виде, нарисованном на карте.
Сохранившиеся отдельные участки между о.п.Шабровская и ст.Сысерть видимо
используются местными жителями как дороги в поля на сенокос.
В качестве компенсации
оказалось, что существует дорога,
не отмеченная на карте, которая ведет от садов в районе Приискового до
окраин Шабровского. Я как-то не отразил, есть ли от нее отвороток
на сам Приисковый, но если есть, то он ведет в восточную (относительно
ж/д) часть поселка. Дорога насыпана гравием различной крупности. По ней
можно держать скорость до 20 км/ч (на велосипеде).
Результаты - маршрут
Если прокладывать маршрут ПВД на это озерцо, то оптимальным
будет начать движение по Полевскому тракту, затем через поселок станции
Сысерть доехать до поселка Шабровского, проехать через Шабровский, выехать
на гравийную дорогу, ведущую к "Приисковым садам", свернуть с нее (после
железнодорожного моста) направо на грунтовку к озеру. Расстояние от границы Екатеринбурга (знак
"Конец населенного пункта") составит около 20 километров (в одну сторону).
Для любителей тяжелых дорог и просто "лосей"
можно предложить все-таки пройти по несуществующей дороге от станции Сысерть сразу
к озерцу. Хочу предупредить от использования насыпи железной дороги в качестве пути.
Оказывается здесь ходят не только пригородные и товарные поезда, но и скорые
"Тюмень-Адлер", которые несутся довольно быстро. Насыпь узкая (на один путь),
окружена глубокими кюветами (даже там, где идет в выемке)4. Если застанет поезд, то
сигать от него придется в этот самый кювет или тормозиться на крутом
склоне насыпи. Если по насыпи путешествует
достаточно большая группа, то не все могут успеть. Видимо из-за рельефа
местности и лесополосы четкий звук от поезда слышен лишь при
появлении его в прямой видимости5.
Карта
Весь пройденный маршрут без особых подробностей
Мои блуждания в районе ст.Сысерть - о.п.Шабровская - о.п.Приисковый. Более-менее подробно. Некоторые участки нанесены на карту "на глазок".
График похода с комментариями
Время прод. (ч:м)
Длн. (км)
Чистое время движ. (ч:м:с)
Средняя скорость (км/ч)
Описание этапа
нетт.
бртт.
12:01 - 12:38 0:37
12.6
0:32:55
22.9
20.4
Движение от дома до Полевского тракта через Елизавет
12:38 - 12:52 0:14
5.5
0:13:21
24.8
23.6
Движение по Полевскому тракту до поворота на Шабры
12:52 - 13:01 0:09
3.2
0:07:38
24.9
21.1
Движение до развилки в районе ст.Сысерть
13:01 - 13:13 0:12
2.0
0:07:38
15.5
9.8
Проехал немного по дороге на Шабры, свернул к ст.Сысерть, наткнулся на каких-то
железнодорожников, производящих маневры. Про дорогу параллельную железке они
ничего не знают, говорят, что в Приисковый ездят на
поезде.
К западу от железки дороги пока не видно, какие-то огороды. Поехал
по тропинке вдоль ж/д путей. Посматривал направо, пытаясь
увидеть дорогу, которая должна быть в ста метрах. Отчетливой
дороги не было видно.
Доехал по насыпи до первого мостика
к югу от ст.Сысерть. Под мостиком проходит разбитая грунтовка, теряющаяся
в полях слева и справа.
13:13 - 13:18 0:05
0.7
0:03:00
14.2
8.5
Поехал дальше вдоль путей по насыпи, доехал до места, где Уфалейская
ветка пересекается с окружной железной дорогой (которая идет по мосту).
Тут под мостом увидел эту параллельную грунтовку. Перешел на нее.
13:18 - 13:40 0:22
3.3
0:18:45
10.5
9.0
Поехал по грунтовке. Пока она шла по лесу, все было нормально.
Когда же она вышла в поле, поверхность оказалась потоптанной копытами
разнокопытных животных, что создавало замечательный микрорельеф типа
"стиральная доска", с которым на жесткой вилке не удавалось держать
скорость больше 11 км/ч.
После перелеска, который приходился на низину (в которой даже настлана
пешеходная гать), дорога снова вышла в поле. В поле дорога вскоре пропала.
Решил ехать напрямую к железной дороге и снова ехать по насыпи. Продрался
через лесополосу и уткнулся в достаточно глубокий кювет с водой. Мочить
ножки не захотел ,
поэтому принял решение возвращаться по своему следу к ж/д мосту
в районе прудика у Мокрой Будки (см. карту).
13:40 - 13:52 0:12
2.1
0:11:10
11.3
10.5
Вернулся через поле, гать, еще одно поле к ж/д посту в районе пруда. Возникшую
было мысль искупаться мужественно
подавил: остановило большое количество парнокопытных следов вокруг - раз коровки
ходят, то они и какают, а раз какают, то куда это течет?
Залез рядом с мостом на ж/д насыпь.
13:52 - 14:01 0:09
1.1
0:06:26
10.4
7.5
Поехал по насыпи дальше на юг. Прирельсовая тропинка стала очень
узкой и неровной. Доехал до о.п.Шабровская. Рядом с платформой несколько
домиков и все. Короче говоря - глушь.
14:01 - 14:20 0:19
2.6
0:13:46
11.5
8.4
Поехал от Шабровской дальше на юг по насыпи. Поглядывал направа (на запад)
в надежде увидеть искомое озеро. Железная дорога защищена лесополосой (справа
- деревья, слева - кусты), поэтому ничего не видно. В какой-то момент услышал
слева близкий звук резво едущего грузовика, подивился этому: согласно карте слева
должно быть поле с осушительными(?)/оросительными(?) канавами.
Доехал
до очередного (ближайшего к северу от о.п.Приисковый) ж/д моста. Под мостом идет
хорошо укатанная гравийно-щебеночная дорога.
Слез с насыпи на западную сторону.
14:20 - 14:33 0:13
1.5
0:09:33
9.6
7.1
К западу от моста гравийная дорога разветвляется на три направления: налево
почти вдоль железки; прямо с уклоном влево куда-то в лес; грунтовка
направо почти вдоль железки.
Свернул налево и вскоре въехал в коллективный сад. Сад несколько странный:
судя по всему народ есть (стоят машины, двери в дома открыты), но на участках
никто не ковыряется (сиеста, наверное, у них? ).
У домика сторожа я был облаян сидящей на цепи собакой, на шум никто не
среагировал. Ближе к концу сада увидел женщину, работающую на участке.
Расcпросил ее: оказывается, что дорога под ж/д мост на восток идет на
Шабры, дорога прямо-влево идет в другие сады, а если поеду прямо дальше через
сад, то дойду (там непроезжаемое болото) до Приискового. Про грунтовку я ее
не спросил.
Поехал прямо дальше через сад, болотистое место перешел по пешеходной гати,
вышел на зады Приискового. Задами поехал к железной дороге (вызвав
лай окрестных дворовых собак). Доехал до ж/д платформы.
14:33 - 14:43 0:10
1.2
0:06:39
11.0
7.3
О.п.Приисковый раньше, видимо, был разъездом, местами на
месте вторых путей еще остались шпалы, стоит остов будки стрелочника.
Поехал по ж/д насыпи на север. Доехал до моста (у которого предыдущий раз
слазил с насыпи), слез с насыпи.
14:43 - 14:52 0:09
1.0
0:07:01
8.3
6.5
Решил "для очистки совести" съездить по грунтовке.
Немного петляющая, зато ровная грунтовка вывела меня к искомому
озерцу!
С южной стороны (к которой я выехал) оказались мостки и что-то
вроде самодельной вышечки для прыжков в воду. Решил объехать
озеро против часовой стрелки.
Восточный конец (в сторону ж/д) озера немного подболочен (видимо там есть
некий сток), для перехода настлана гать. Прошел по гати и вышел на
северный берег. Прошел несколько костровищ, дошел до костровища со
скамейками. Не выдержал, остановился, спустился к воде и искупался.
14:52 - 16:51 1:59
0.6
0:06:42
5.2
0.3
Сначала хотел сделать привал тут же у скамеечек, но потом передумал,
т.к. место довольно сильно затенено и несколько мокровато, поэтому в воздухе
было достаточно кровососущих.
Поехал/пошел дальше вдоль озера, пытаясь обогнуть его вокруг. Прошел
несколько овражков. У западного конца уперся в большой овраг (чьим продолжением,
собственно, и является озеро), Преодолевать его расхотелось, решил вернуться
обратно. Отмеченный на карте в виде ориентира, навес не видел.
В результете сделал привал на возвышенном светлом месте примерно посередине
северного берега озера (в районе упавшей в воду березы).
Искупался. Сходил в лес, неподалеку от берега нашел сухару, которую и спилил.
По "биомеханической" традиции
использовал для костра примерно 1/10 часть заваленного дерева.
Поставил кипятиться чаек, тем временем искупался.
Благодаря тому, что на озере, кроме меня, никого не было, остался после купания
голышом.
Заварил чаек, перекусил.
Еще несколько раз искупался .
С сожалением собрал вещички, затушил костер, оделся и направился обратно
на южный берег. Перешел низину на восточном берегу по гати. Остановился
на южном берегу, сделал несколько фото. В зрительную трубу наблюдал уток, "пасшихся"
на западном конце озера.
16:51 - 16:56 0:05
0.6
0:03:11
12.1
7.7
С большим сожалением окончательно поехал от озера.
Доехал до ж/д моста (уже в третий раз я оказался у этого моста), где
был облаян овчаркой, которой не то хотелось поиграть со мной, не то покусать
меня. Вскоре показался хозяин, который успокоил меня: "Езжай спокойно!". Хозяин,
возможно, шел на озеро.
16:56 - 17:08 0:12
3.0
0:10:22
17.4
15.0
Поехал под ж/д мост по направлению к Шабрам, по хорошей гравийной
дороге, не показанной на имеющейся карте.
Выехал на окраину Шабров.
17:08 - 17:30 0:22
7.4
0:19:44
22.7
20.3
Движение по Шабрам и далее до развилки в районе ст.Сысерть
17:30 - 18:00 0:30
12.8
0:27:02
28.4
25.6
Сначала хотел возвращаться обратно по Полевскому тракту, но
сильный северо-западный-западный ветер и чувство долга
подсказали мне, что надо съездить в сад, полить кактусы.
Подгоняемый попутным ветром, поехал на восток по "нефтебазовому" тракту.
Выехал на Челябинский тракт
18:00 - 18:18 0:18
5.8
0:16:56
20.7
19.4
Движение по Челябинскому тракту, по окружной дороге, по лесу до сада
18:18 - 19:20 1:02
Сад: поливка кактусов
19:20 - 20:28 1:08
17.1
0:55:04
18.6
15.1
Движение из сада до окружной дороги, движение по окружной, движение
по новой дороге из Кольцово (Какой
censored
придумал "улучшать" дороги, посыпая их мелким щебнем на битуме!?).
Движение через лесопарк Лесоводов с купанием в водоеме.
Ну вот я и дома!
Полный пробег: 84.2
Все время похода: 8:27:00
Чистое время движения в походе: 4:36:53
Средняя скорость нетто: 18.2
Средняя скорость брутто: 10.0
Максимальная скорость: 46
Мысли
Все эти блуждания по несуществующим дорогам в этом и других
походах навели меня на мысль
запустить проект "Виртуальные дороги окрестностей Екатеринбурга".
То есть чтобы вести список дорог, обозначенных на карте, но в реальности не
существующих или труднопроходимых.
Самое интересное, что несколько дней спустя Леонид Глазырин предложил мне
что-то подобное - проект "Реальные грунтовки":
"Все велотуристы скачивают карту, рисуют на ней пройденные
ими маршруты с датами и оценками качества дорог,
высылают координатору проекта куски карты с маршрутами".
Не знаю... пока я в размышлении, может быть, кто-нибудь возьмет на себя
этот труд?
"Дорога - это жизнь" - кажется, так говорили древние римляне. В наше
время можно сказать: "Сады - это дорога". Если где-то появляются сады,
то там же обязательно появляется дорога. Причем дорога к садам (не отмеченная
на карте) оказывается лучше и более накатанной, чем дорога, жирно нарисованная
неизвестным картографом.
Хочеться выразить благодарность всем железнодорожникам, а также
лично господину министру Как_там_его6.
Что бы делали бедные велосипедисты без железных дорог! Это и ориентир,
помеченный на карте,
который не побежит в соседний сад, а будет стоять на месте много лет.
Это и путь через болото, который (в отличие от грунтовой дороги)
не затопчут коровы. Единственное пожелание господину министру:
убрать с насыпей шпалы с рельсами, залить их асфальтом и поставить знаки
"Велосипедная дорожка"
.
Из всех отходов жизнедеятельности человека, которые в изобилии
разбросаны на/вокруг насыпи железной дороги, почему-то подавляющее большинство
составляют прокладки (те которые с крылышками и без).7
Вопрос к
специалистам по теории относительности: "Что наши поезда так быстро ездят,
что месяц в них пробегает за день, и бедным пассажиркам приходится расходовать
прокладки в огромных количествах?"
Фото
Место привала.
Выдающееся достижение советской науки - самостоятельно изготовленный костер.
1
Конечно, это не совсем ПВД, т.к. была среда, но по смыслу это именно ПВД
2
Все, написанное в этом абзаце, относится к моим предположениям и не
претендует на объективную истину. В конце-концов я не геолог и не гидролог.
3
Во всяком случае, так я идентифицировал это сооружение.
4
Более-менее удобные спуски с насыпи только в районе мостиков, остановок и
пересечения с окружной ж/д.
5
Товарняк, ведомый 2ТЭ10, я, пока не увидел, воспринимал как звук вертолета,
пялился в небо, пытаясь понять: "Что это тут за вертолеты летают?". Свист наддува
услышал, лишь когда он проезжал непосредственно около меня, а я, стоя на склоне,
держался за велосипед, пытаясь не сорваться в кювет.
7
Если серьезно, ИМХО все просто. Прокладки белые - поэтому сильно бросаются
в глаза. Прокладки (из-за внешних слоев, которые делают из пропитанной
пластиком бумаги) плохо гниют. Все остальное, что сыпется из поездных туалетов
(моча, кал, туалетная и газетная бумага) либо растворяется в воде и
смывается первым же дождиком,
либо размыкает от воды (гниет в воде) и потом уже смывается.