Так как идея этого похода родилась у меня только накануне вечером, то никого пригласить в поход я не успел и ездил один.
Цель похода состояла в разведке некоего озерца по наводке натуристов, с которыми мы встретились на Трехозерье лесопарка Лесоводов. По их описанию они ездят туда на пригородном поезде "Свердловск-Верхний Уфалей", сходят на Приисковом и немного возвращаются вдоль ж/д по направлению к городу.
Дома я посмотрел карту, обнаружил небольшое озеро рядом с Уфалейской веткой, чуть севернее Приискового. Кроме того, на карте была грунтовая дорога от станции Сысерть до Приискового (рядом с ж/д линией, чуть западнее ее). Решил, что по этой дороге я назавтра (31 июля - последний день отпуска) и поеду.
Озерцо действительно существует. Озерцо действительно очень чистое и красивое.
Видимо, оно является местом схождения нескольких оврагов. Вероятнее всего до прокладки железной дороги его не было, а овраг шел дальше. После прокладки ж/д дренаж под насыпью был сделан достаточно высоко, что образовало своеобразную плотину стекающим водам.2
Северный и южный берега озера (как и положено оврагу) достаточно крутые, по моим оценкам 20°-40°. Дно южного берега (в районе мостков) - крупнопесчаное. Дно северного берега покрыто короткими (~10 см) водрослями. Восточный конец озера (ближе к ж/д) переходит в болотце, по которому настлана пешеходная гать. Западный конец озера - овраг, там же есть еще несколько более мелких оврагов.
Озеро со всех сторон окружено лесом. Хотя на карте оно примыкает к железной дороге, на самом деле между озером и насыпью растут деревья, и с железной дороги оно не видно. Аналогично, с озера поезда лишь слышны, но не видны.
Очевидно, что озеро посещаемо людьми. По обеим берегам озера
довольно много костровищ. На южном берегу сделаны (сравнительно
недавно) мостки (не очень понятно зачем, по-моему входить в воду
достаточно удобно и по берегу, разве что они там стирают...
).
Там же (видимо над глубоким местом) из бревен сооружена площадка для
прыжков в воду3 высотой около полутора метров.
На южном берегу во многих местах у самого среза воды лежат
дощечки/бревнышки для удобства схода в воду. Около одного из костровищ
стоят две скамейки (одна из них целая(!)). Несмотря на явные свидетельства о
том, что люди здесь бывают, вокруг озеро чисто, не видно битых стекол/бутылок.
Однако за те два часа, что я провел на озере, несмотря на хорошую погоду там не было (кроме меня) ни одного человека. Возможно, вечером или в выходные дни там не протолкнуться?
Скорее всего проблем с дровами в окрестностях озера нет. Найти сухару легко.
Грунтовка, которая изображена на карте, как идущая рядом (с западной стороны) с железной дорогой, не существует в виде, нарисованном на карте. Сохранившиеся отдельные участки между о.п.Шабровская и ст.Сысерть видимо используются местными жителями как дороги в поля на сенокос.
В качестве компенсации
оказалось, что существует дорога,
не отмеченная на карте, которая ведет от садов в районе Приискового до
окраин Шабровского. Я как-то не отразил, есть ли от нее отвороток
на сам Приисковый, но если есть, то он ведет в восточную (относительно
ж/д) часть поселка. Дорога насыпана гравием различной крупности. По ней
можно держать скорость до 20 км/ч (на велосипеде).
Если прокладывать маршрут ПВД на это озерцо, то оптимальным будет начать движение по Полевскому тракту, затем через поселок станции Сысерть доехать до поселка Шабровского, проехать через Шабровский, выехать на гравийную дорогу, ведущую к "Приисковым садам", свернуть с нее (после железнодорожного моста) направо на грунтовку к озеру. Расстояние от границы Екатеринбурга (знак "Конец населенного пункта") составит около 20 километров (в одну сторону).
Для любителей тяжелых дорог и просто "лосей"
можно предложить все-таки пройти по несуществующей дороге от станции Сысерть сразу
к озерцу. Хочу предупредить от использования насыпи железной дороги в качестве пути.
Оказывается здесь ходят не только пригородные и товарные поезда, но и скорые
"Тюмень-Адлер", которые несутся довольно быстро. Насыпь узкая (на один путь),
окружена глубокими кюветами (даже там, где идет в выемке)4. Если застанет поезд, то
сигать от него придется в этот самый кювет или тормозиться на крутом
склоне насыпи. Если по насыпи путешествует
достаточно большая группа, то не все могут успеть. Видимо из-за рельефа
местности и лесополосы четкий звук от поезда слышен лишь при
появлении его в прямой видимости5.
Весь пройденный маршрут без особых подробностей
Мои блуждания в районе ст.Сысерть - о.п.Шабровская - о.п.Приисковый. Более-менее подробно. Некоторые участки нанесены на карту "на глазок".
Все эти блуждания по несуществующим дорогам в этом и других
походах навели меня на мысль
запустить проект "Виртуальные дороги окрестностей Екатеринбурга".
То есть чтобы вести список дорог, обозначенных на карте, но в реальности не
существующих или труднопроходимых.
Самое интересное, что несколько дней спустя Леонид Глазырин предложил мне
что-то подобное - проект "Реальные грунтовки":
"Все велотуристы скачивают карту, рисуют на ней пройденные
ими маршруты с датами и оценками качества дорог,
высылают координатору проекта куски карты с маршрутами".
Не знаю... пока я в размышлении, может быть, кто-нибудь возьмет на себя
этот труд?
"Дорога - это жизнь" - кажется, так говорили древние римляне. В наше время можно сказать: "Сады - это дорога". Если где-то появляются сады, то там же обязательно появляется дорога. Причем дорога к садам (не отмеченная на карте) оказывается лучше и более накатанной, чем дорога, жирно нарисованная неизвестным картографом.
Хочеться выразить благодарность всем железнодорожникам, а также
лично господину министру Как_там_его6.
Что бы делали бедные велосипедисты без железных дорог! Это и ориентир,
помеченный на карте,
который не побежит в соседний сад, а будет стоять на месте много лет.
Это и путь через болото, который (в отличие от грунтовой дороги)
не затопчут коровы. Единственное пожелание господину министру:
убрать с насыпей шпалы с рельсами, залить их асфальтом и поставить знаки
"Велосипедная дорожка"
.
Из всех отходов жизнедеятельности человека, которые в изобилии
разбросаны на/вокруг насыпи железной дороги, почему-то подавляющее большинство
составляют прокладки (те которые с крылышками и без).7
Вопрос к
специалистам по теории относительности: "Что наши поезда так быстро ездят,
что месяц в них пробегает за день, и бедным пассажиркам приходится расходовать
прокладки в огромных количествах?"
![]() |
Место привала. |
![]() |
Выдающееся достижение советской науки - самостоятельно изготовленный костер. |
![]() ![]() ![]() |
Красивые виды озера. |
![]() |
Южный берег. |
1
Конечно, это не совсем ПВД, т.к. была среда, но по смыслу это именно ПВД
2 Все, написанное в этом абзаце, относится к моим предположениям и не претендует на объективную истину. В конце-концов я не геолог и не гидролог.
3 Во всяком случае, так я идентифицировал это сооружение.
4 Более-менее удобные спуски с насыпи только в районе мостиков, остановок и пересечения с окружной ж/д.
5 Товарняк, ведомый 2ТЭ10, я, пока не увидел, воспринимал как звук вертолета, пялился в небо, пытаясь понять: "Что это тут за вертолеты летают?". Свист наддува услышал, лишь когда он проезжал непосредственно около меня, а я, стоя на склоне, держался за велосипед, пытаясь не сорваться в кювет.
6 Аксененко, кажется, уже сняли?
7 Если серьезно, ИМХО все просто. Прокладки белые - поэтому сильно бросаются в глаза. Прокладки (из-за внешних слоев, которые делают из пропитанной пластиком бумаги) плохо гниют. Все остальное, что сыпется из поездных туалетов (моча, кал, туалетная и газетная бумага) либо растворяется в воде и смывается первым же дождиком, либо размыкает от воды (гниет в воде) и потом уже смывается.
© IAGSoft
Использование материалов сайта запрещено без уведомления и без упоминания автора!