Количество участников - 5 человек: Алексей Евсеев, Олег Саматов, Михаил Семейкин, Ирина Целищева, Алексей Иванов.
Ориентировочно показаны фрагменты пути:
Ст.Московский тракт - дорога Палкино-Северка
Ст.Московский тракт - место привала
дорога вдоль водовода - Ст.Московский тракт
По левую сторону дороги [Большой Сибирский тракт] (если ехать в сторону Екатеринбурга) тянулись горные кряжи, прозванные в народе "Варначьи горы". Эти невысокие горы, простирающиеся с запада на восток на 10-15 км в виде нескольких гряд и межгрядовых понижений, и в настоящее время - глухое место. Кряжи заканчиваются гранитными останцами, местами скопления их образуют ниши, котловины и пещеры. ... Нередко по тракту купцы везли дорогие товары, и участок пути до Екатеринбурга (или от Екатеринбурга) славился как самое разбойное место. По В. Далю, "варнак" - значит вор, разбойник. Отсюда и название этих гор...1
В наши дни этот участок Большого Сибирского тракта называется Старым Московским трактом. Согласно карте горы Варначьи расположены к северу от тракта, к востоку от Старых Решет, к юго-юго-востоку от Северки. Максимальная высота - 320 м. Вряд ли там что-то более замечательное, чем очередные каменные палатки, в изобилии встречающиеся в окрестностях Екатеринбурга, но посмотреть было интересно...
На место встречи - к мосту Викулова-Металлургов - мы прибыли за двадцать минут до назначенного часа и с некоторым напряжением во взоре стали ожидать прибытия остальных. Вслед за Олегом Саматовым, за три минуты до 10:00 на всех парах прибыл Алексей Евсеев и тут же удалился минут на десять в близлежайший магазин за едой. Миша Семейкин появился в самый последний момент, когда его уже никто не ждал, и мы тронулись в путь.
Посовещавшись, решили свернуть со Старого Московского тракта на
грунтовку - дорогу к садам. Хорошая горочка - метров 15 высотой - да
по обледенелой снежной дороге! Боясь провалиться, я старательно объезжала
по краю первые глубокие лужи, пока не обнаружила, что они основательно
промерзли и выдержат даже машину. По показаниям Евсеевского велокомпьютера
температура
Эх, хороша недоделанная дорога Палкино-Северка! Под колесами - чистый просохший асфальт, и никаких машин под ногами! Наконец-то ... свобода ехать по середине дороги - душа поет! Восторженную песнь ненадолго прервала остановка у старого Северского карьера с любованием его скалистыми берегами. На развилке Северка-Решеты, реально оценив расстояние, я успела проскочить перед грузовиком с прицепом, несшимся к Северке со скоростью под 100 км/ч, если не больше. На такую "наглость" велосипедистов "отмороженный" водитель отозвался долгим пронзительным гудком. Такой же "безбашенный" КамАЗ с прицепом несся нам навстречу по старому Московскому тракту уже после Старых Решет. Одним словом, Camel Trophy местного разлива...
По тракту мы ехали, дружно повернув головы налево и сверяя (кило)метраж по карте и компьютеру, чтобы не проскочить нужную просеку к северу от тракта. Первая просека, довольно круто уходившая вверх, нам с дороги не приглянулась. Свернуть с тракта в лес решили, не доезжая до второй просеки, упирающейся прямо в середину Варначьих гор (как показали дальнейшие изыскания в лесу, "центральная" просека оказалась позаброшенной и заросшей). Место на Варначьих горах - действительно глухое, о человеческом присутствии напоминали лишь следы от грузовика, по-видимому, рубят и вывозят оттуда лес. Вот по этой лесной дороге с глубокими (но не достаточно широкими, чтобы не задевать педалями) колеями от грузовиков мы и отправились к нашей цели.
По прибытии на место я была сильно разочарована - никаких тебе скал, ниш и пещер - и во всеуслышание выражала свою досаду на одной из вершин Варначьих гор. В нишах и пещерках под камнями, засыпанными снегом, спрячутся разве что мыши. Впрочем, как и предсказывал Леша (Иванов) перед походом... Много следов невиданных зверей (ибо мы видели только их следы) - мелкие от мышей или белок, а крупные, надеюсь, собачьи. Старые горы, густо поросшие лесом, и за деревьями не видно соседней вершины. Мы так и не поняли, были ли мы на самой высокой возвышенности, отмеченной на карте высотой 320 метров над уровнем моря, или на горке поменьше. Во всяком случае по показаниям, снятым с компьютера Алексея Евсеева, 306 м. на месте привала было, а если затащить велосипед на вершину горы, на склонах которой мы расположились с костерком, метров 315 точно будет. С дровами проблем нет, вокруг полно поваленных и порубленных деревьев, да и "сухары" на растопку есть... Ничего, как-нибудь мы с Лешей еще съездим и пройдем по той просеке, которую в этот раз проигнорировали, может, на что более интересное наткнемся.
Возвращались мы по просеке с лыжней, достаточно накатанной снегоходами типа "Буран". Ехать трудно, но можно. Несколько рывков - и вышли к садам под ЛЭП. Дороги вдоль сада, о существовании которой шел разговор еще в Биомеханике, не было. Оставалась лыжня и необходимость выбора - возвращаться к старому Московскому тракту или ехать к железке и дороге на Палкино. Все определил возглас Алексея Евсеева: "Да что мы не видели на Московском тракте?!" В очередной раз маршрут изменялся прямо на трассе. ... Дальше станции Перегон Палкинская дорога так и не достроена, пришлось ехать уже неоднократно опробованной дорогой от Перегона через Палкинский Торфяник. Напомню, что одной из целей похода было проехаться по грунтовке (от своротка на Палкинский Торфяник) вдоль водовода по направлению к отстойнику, а далее по обстоятельствам - либо возвращение на Московский тракт, либо попытка пробиться к Большому Конному полуострову и возвращение через ВИЗ. К сожалению, эту часть маршрута преодолеть нам не удалось. Тем не менее, можно туда сходить еще раз летом и попытаться все-таки проехать на Большой Конный.
В начале грунтовки действительно была снежная дорога, и метров за 150 виднелись внушавшие надежду "Жигули", к сожалению, стоявшие на приколе. Как мы убедились еще через десяток метров, дорога оказалась тупиком, перешедшим в лыжню. Однако не в нашей привычке возвращаться обратно, тем более опыт сегодняшнего похода уже показал, что по лыжне, накатанной "коньковым" ходом, можно передвигаться, не слезая с велосипеда. Вскоре над "грунтовкой" обнаружился завал из большого поваленного дерева (интересно, будет ли там проезд летом?), за завалом - сугробы, а лыжня уходила в сторону прямо в лес. Оставалась надежда, что рано или поздно лыжня выйдет к старому Московскому тракту, больше ей некуда деваться. Посовещавшись и попив чайку из термоса, двинули по лыжне дальше. Надо сказать, мы достаточно подпортили лыжню "олимпийского резерва", где тренируются биатлонисты (помните мостики над старым Московским трактом? К одному такому мосту мы и выехали по лыжне). ... Интересно, что спортсмены, как и все нормальные люди, по субботам, видимо, отдыхают - ни одного биатлониста, на худой конец, лыжника мы не встретили. Вполне вероятно также, что они уже оттренировались с утра и теперь релаксируют после обеда.
В общем сложности было пройдено 7,5 км по лесу и снегу. Таким образом, можно смело говорить о велопешеходно-лыжном походе. Алексей Евсеев был в восторге от такой прогулки по лесу. Он залихватски катался на своем велосипеде по лыжне даже в гору, размечтавшись "вот бы быть как пушинка", чтобы ехать по не тронутому цивилизацией сугробу. Мне, далеко не пушинке, да еще с рюкзаком-штанами на заднем колесе (а в рюкзаке - кружки-ложки и котелок с несъеденной снедью), "на лыжне" было тяжелее всех. Нагруженное колесо с лысой "асфальтной" резиной упорно проваливалось в снег, на преодоление этой силы тяжести и продвижение вперед уходило слишком много "лошадиных" сил. Большую часть пути мне пришлось пройти пешком, иначе я бы совсем отстала. А "велопехом" я почти бежала, стараясь оставаться на уровне всей группы. Не мне судить, что из этого получилось. Естественная усталость после таких испытаний, конечно, смазала впечатление от похода, но удовлетворение от покорения чего-то нового и необъезженного в глубине души осталось. Надолго запоминаются именно такие походы - с преодолением нами же созданных трудностей. Ни с чем не сравнимые испытания для тех, кому уже наскучил асфальт и однообразные велопрогулки... Не знаю, как другие участники похода, а у Алексея Евсеева удовольствие от пройденного прямо-таки читалось на лице.
Хоть и близко от города, а 60 км наездили-находили. Единственное разочарование - то, что ничего интересного на месте Варначьих гор мы так и не нашли (не очень-то и искали!). Остается отметить, что при попытке свернуть таки к отстойнику со старого Московского тракте по дороге, нанесенной на карте, Миша Семейкин уткнулся в запертые ворота какого-предприятия (по-видимому, Водоканала). После этой неудачи мы отбросили всякие попытки пробиться к городу неизведанными путями и покатили к Ново-Московскому тракту по направлению к месту встречи. В районе улиц Токарей и Репина все разъехались по домам в разные стороны, лишь мы с Лешей продолжали свой путь вдвоем. Похоже, на этот раз нам дальше всех ехать от места встречи до дому. Всем спасибо!
Время этапа (чч:мм) |
Длина этапа (км) |
Чистое время движ. на этапе (ч:мм:сс) |
Средняя скорость (км/ч) |
Описание этапа | |||||
нетто | брутто | ||||||||
9:10 - 9:36 | 7.2 | 0:25:09 | 17.2 | 16.7 | Движение от дома до места встречи - Викулова/Металлургов | ||||
9:36 - 10:12 | Ожидание участников на месте встречи, затоваривание продуктами и др. | ||||||||
10:12 - 10:51 | 13.3 | 0:39:52 | 20.0 | 20.42 | Движение по новому Московскому тракту до поворота на Палкинский торфяник - переход на старый Московский тракт - движение по старому тракту до поворота на грунтовку | ||||
10:51 - 11:20 | 2.7 | 0:13:19 | 12.3 | 5.6 | Движение по грунтовке (много льда, участникам без шипов было трудно) - движение через сады до закрытых ворот | ||||
11:20 - 11:30 | 1.4 | 0:07:32 | 10.9 | 8.2 | Перелезание через ворота - движение вдоль садов (опять лед) - движение к ж/д - переход через ж/д - выход на дорогу Палкино-Северка | ||||
11:30 - 11:44 | 3.3 | 0:11:17 | 17.8 | 14.3 | Движение по дороге Палкино-Северка до заброшенного карьера на окраине Северки | ||||
11:44 - 11:55 | "Любование" карьером, фотографирование, небольшой отдых | ||||||||
11:55 - 12:15 | 5.1 | 0:16:57 | 18.1 | 15.3 | Карьер - угол Старых Решет - движение по старому Московскому тракту на восток - поворот в лес | ||||
12:15 - 12:30 | 0.8 | 0:08:57 | 5.7 | 3.4 | Движение через лес по дороге с глубокими колеями от грузовиков, временами велопешком | ||||
12:30 - 14:37 | Привал на одной из вершин Варначьих гор. Температура -4°C, высота над уровнем моря - 306 м (информация с велокомпьютера А.Евсеева). | ||||||||
14:37 - 15:08 | 2.2 | 0:18:09 | 7.2 | 4.2 | Движение по грузовой дороге (глубокие колеи), по просеке - выход на гору к садам (лыжня), движение по лыжне вдоль садов (ЛЭП) - переход через ж/д - снова выход на дорогу Северка-Палкино | ||||
15:08 - 15:38 | 6.9 | 0:25:49 | 16.0 | 13.8 | По дороге Северка-Палкино до тропинки на ст. Перегон - переход через ж/д - Палкинский Торфяник - поворот на дорогу вдоль водовода на ВИЗ | ||||
15:38 - 16:45 | 4.5 | 0:45:41 | 5.9 | 4.0 | Движение по дороге вдоль водовода (сначала снежная дорога (~200 м), затем - лыжня) - перед завалом уход в сторону по лыжне - движение по лыжне к окрестностям старого Московского тракта - ~50 м целины до выхода на тракт. Много велопешеходных участков. | ||||
16:45 - 18:00 | 15.6 | 0:57:44 | 16.2 | 12.5 | Старый Московский тракт - попытка проехать к отстойнику (дорога идет за ворота) - новый Московский тракт - ул.Металлургов - движение до дома | ||||
Если однопроцентную разницу в пробеге можно объяснить погрешностями в установке развертки колеса (для обоих 2055 мм), то сравнительно большая (16 мин - 5%) разница чистого времени непонятна. Возможно, в разных велокомпьютерах используются разные таймауты отсутствия сигнала.
|
Что-то там интересное...
Фото: А.Евсеев
|
Социализм - это учет и контроль! ©В.И.Ленин
Фото: А.Евсеев
|
С горочки вдоль ЛЭП и садов |
Я строю зверские рожи
Фото: А.Евсеев
|
Вдоль водовода
Фото: А.Евсеев
|
По биатлонной лыжне
Фото: О.Саматов
|
Я, как всегда, до ужаса фотогеничен :-)
Фото: О.Саматов
|
Куда это нас завело?
Фото: О.Саматов
|
Авторы отчета - Ирина Целищева ("Впечатления"), Алексей Иванов (остальное). Фотографии - Олег Саматов, Алексей Евсеев, Алексей Иванов.
2 Столь странный результат — скорость "брутто" больше скорости "нетто" — объясняется меньшей точностью замера времени этапа (±1 мин), чем времени чистого движения (±1 с).